DNG: плюсы, минусы и мифы о формате Adobe Raw

Что такое RAW?

Это формат записи «сырых» файлов, также известный как «цифровой негатив», – представляет из себя почти необработанные данные, поступающие непосредственно с датчика камеры. Это слово употребляется к первичным данным не только в фотоделе, но еще и, например, в музыкальном и видео производстве. Да это и не странно, ибо «raw» в переводе с английского означает «сырой».
Сам RAW не является форматом файла как таковым. Под этим названием собралось больше десятка форматов. Но так как все они работают по одному и тому же принципу, их называют одним общим словом. RAW – проприетарен и привязан к производителю камеры. То есть, у каждого производителя фотоаппаратов с поддержкой RAW свой собственный формат файла, не совместимый с другими.

Что такое DNG?

DNG (Digital Negative Specification) считается одним из подформатов RAW. Это проприетарный формат компании Adobe, который был создан для хранения данных изображения в совместимом формате, в отличие от прочих RAW-файлов. Хотя DNG был изобретен Adobe и поддерживается во всех приложениях компании, есть и другие производители (Pentax (спасибо JStingo), Leica и Hasselblad), которые приняли этот стандарт и используют его в своих камерах, как основной формат файлов RAW.
В настоящее время поддержка этого формата осуществляется на меньшем уровне, чем RAW. Это один из факторов, добавляющих неопределенности, потому как неизвестно что будет с форматом дальше. Лично я уверен в силах Adobe продвинуть его дальше и если и не сделать индустриальным стандартом, то увеличить его популярность.

Плюсы и минусы RAW

В чем же достоинства формата RAW, что он так популярен в профессиональной среде? Помимо самого факта возможности глубокой редактуры снимков, можно отдельной строкой упомянуть следующие преимущества:

  • в RAW сохраняются все полученные значения для каждой точки за весь период экспонирования матрицы — то есть в RAW доступен весь цветовой охват камеры, на которую производится съёмка;
  • возможность ручной коррекции недостатков фото, связанных со свойствами объектива, а также исправление (до определенных значений) ошибок экспонирования;
  • при сохранении снимка искажения преобразования не превышают 1%;
  • большие возможности изменения кадра, сделанного в ультрафиолетовом или инфракрасном свете;
  • возможность осветлять или затемнять отдельные участки кадра (при том, что, например, в том же JPEG по большей части возможно только осветление);
  • возможность выбора конечного формата сохранения изображения.

Разумеется, у RAW есть и свои недостатки. Это:

  • большой размер файлов, по причине чего место на карте/в памяти камеры заканчивается быстрее, чем при съёмке в JPEG;
  • предыдущий пункт ведёт к тому, что для серийной съёмки требуется большой буфер памяти в камере и высокоскоростная карта памяти;
  • недорогие камеры долго «думают», снимая в RAW (из-за медленного буфера, расчитанного на JPEG’и);
  • отсутствие унификации кодировки самих файлов — у каждого производителя камер он свой

Редактируем RAW

Редактирование RAW (цифровая «проявка» полученных «негативов») во всех редакторах выглядит примерно одинаково. Основные манипуляции проводятся с помощью гистограммы, нескольких ползунков, отвечающих за настройку определённых параметров фотографии, а также различных дополнительных меню, в которых можно провести небольшую ретушь, не прибегая к помощи фоторедактора. Мы же остановимся только на самом основном: редактировании непосредственно данных, полученных с матрицы.
Многие RAW-конвертеры предлагают не только редактировать общую экспозицию, но и отдельно увеличить / уменьшить полученные значения для каждой точки, в зависимости от того, к какой группе оттенков она относится.

Большинство редакторов делят фотографии на пять частей, у четырёх из которых есть собственные названия: оттенки чёрного, тени, света и оттенки белого.

Всё, что находится между «тенями» и «светами» (или «бликами») — средние тона — редактируется непосредственно общей настройкой экспозиции.

Манипулируя раздельными участками можно расширить или сузить динамический диапазон снимка: получить псевдо-HDR из одного RAW-кадра или, наоборот, очень контрастную картинку из ничем не примечательного пасмурного пейзажа.

Дым вряд ли был бы настолько контрастным и атмосферным при съёмке в JPEG.

Преимущества формата JPEG

Уже обработан. Изображения JPEG полностью обрабатываются в камере, и все параметры, такие как баланс белого, насыщенность цвета, тоновая кривая, повышение резкости и цветовое пространство, уже применены к фотоснимку. Таким образом, вам не нужно тратить время на пост-обработку изображения, оно в основном готово к использованию.

Маленький размер. Изображения в формате JPEG намного меньше по размеру, чем изображения в формате RAW, и, следовательно, занимают намного меньше места на компьютере и в других местах.

Совместимость. Большинство современных устройств и программного обеспечения поддерживают изображения JPEG, что делает формат чрезвычайно совместимым и практичным.

Не тормозят вашу фотокамеру. Из-за меньшего размера, камеры могут записывать файлы JPEG намного быстрее по сравнению с файлами RAW, что увеличивает количество кадров, которые могут поместиться во буфер камеры. Это означает, что по сравнению с RAW вы можете вести серийную съемку с более высокой частотой кадров в секунду и в течение более длительных периодов времени, не замедляя работу камеры.

Выбор сжатия. Цифровые камеры и программное обеспечение для постобработки обеспечивают различные уровни сжатия для сохранения изображений JPEG, предоставляя вам гибкость и выбор качества изображения в зависимости от размера. Некоторое программное обеспечение, такое как JPEGmini, может автоматически сжимать изображения JPEG без видимой потери качества, что еще больше уменьшает объем памяти.

Более быстрое резервное копирование. Меньший размер также обеспечивает более быстрое и эффективное резервное копирование.

Недостатки формата JPEG

Сжатие с потерями. Алгоритм сжатия изображений с потерями означает, что вы потеряете некоторые данные из ваших фотографий. Эта потеря детализации, особенно в сильно сжатых файлах, может привести к проблемам постеризации, а также к видимым «артефактам» вокруг объектов, которые могут быть заметны невооруженным глазом.

JPEG является 8-битным. Формат изображения JPEG ограничен 8 битами, что накладывает жесткое ограничение в 16,8 миллиона возможных цветов. Это означает, что все другие цвета, которые ваша камера способна записывать, по существу отбрасываются при преобразовании изображения в формат JPEG.

Сильно ограниченные возможности восстановления при постобработке. Изображения JPEG содержат гораздо меньше данных, что значительно ограничивает их динамический диапазон и потенциал восстановления информации в недоэкспонированных или переэкспонированных областях. Это означает, что, если вы переэкспонируете или недоэкспонируете изображение, будет очень трудно, если не невозможно, восстановить детали в этих снимках.

Настройки камеры влияют на изображения JPEG. Поскольку камеры полностью обрабатывают изображения JPEG, любые настройки камеры, которые могут повредить полученное изображение, будут необратимыми. Например, если вы примените слишком много резкости к изображениям, вы не сможете отменить это действие позже.

Почему недосвет лучше пересвета

Давайте на минутку забудем про то, что свет это волна, и представим его как поток частиц, а светочувствительные элементы матрицы — как своеобразные «накопители» этих частиц.
Для большей наглядности, пусть у нас идёт некий крайне неравномерный дождь, который мы ловим в квадрат 100х100 аккуратно расставленных стаканов. На момент начала экспозиции все стаканы пусты. Мы убираем крышу, которая не даёт попадать каплям в стаканы и начинается магия. Если мы закроем крышу через пять секунд — в каждом из стаканов будет какое-то своё значение накопившихся капель-фотонов. Мы можем удвоить эти значения, и получить примерно ту же «картину», но ярче и контрастнее. Таким образом «недосвеченный» кадр можно улучшить, пересчитав по определённым алгоритмам значение для каждой из точек.
А что будет, если мы уберём «крышу» всего на мгновение, а (из-за неправильных настроек камеры) световой поток, дождь, внезапно заполнит некоторые стаканы сразу до краёв? Уменьшая полученные значения, мы вместо определённых оттенков в большинстве случаев будем получать разные сорта серого: так как при переполнении светочувствительных сенсоров они регистрируют максимальное значение (белый цвет). Даже если камера регистрирует световой поток за всё время и записывает не одно значение для каждой точки, а ряд значений последовательно — из-за скорости заполнения светочувствительных сенсоров достать вменяемые данные с показателями цвета становится практически невозможно.

Пересвет на короткой выдержке практически неустраним и в этом случае RAW ведёт себя не сильно лучше, чем JPEG: данные из JPEG-картинки можно «увеличивать», осветляя полученный результат (пусть и с большими потерями качества), но совершенно бесполезно уменьшать: все светлые оттенки потеряют насыщенность и станут серыми пятнами, так как есть только их результирующий цвет, а не история накопления определённого уровня сигнала.

Съемка RAW на телефонах

Смартфоны научились снимать в формате RAW совсем недавно, да и далеко не все производители внедрили эту опцию в камеры своих телефонов. Сегодня из представленных на рынке смартфонов снимать в RAW умеют Nokia Lumia 930, 1020 и 1520, а также некоторые модели Google Nexus, OnePlus, ZTE, LG и Xiaomi. Продукция Apple в этом плане отстаёт и еще не освоила эту функцию, но некоторые приложения позволяют открывать RAW’ы из внешних источников. Конкретно формат кодировки DNG поддерживает и того меньше устройств и только после установки дополнительного софта (Mi2raw Camera для OnePlus One, ZTE Nubia Z5sn, LG G2, Xiaomi Mi2 и Mi3, а также Camera FV-5 для Google Nexus 5 и 6).
Mi2raw Camera — достаточно громоздкое приложение, которое к тому же предназначено для небольшого количества смартфонов, но имеющее неплохой функционал и в целом делающее хорошие снимки в RAW. Camera FV-5 помимо умения сохранять неплохие RAW’ы, может похвастаться удобным интерфейсом, полностью настраиваемым параметрами съёмки и кучей фич: удобные готовые программы съёмки, длинные значения выдержки, полноценный брекетинг экспозиции, режим бесконечной фокусировки и многое другое, но за неё просят несколько рубликов.
Для гаджетов на Windows есть приложение RAWer. В наличии поддержка очень большого количества форматов кодировки и моделей фотоаппаратов, быстрый импорт фото с камеры, широкий перечень возможностей, в том числе кадрирование фото, и при этом низкие системные требования и легковесность. К сожалению, функции редактирования фотографий — платные.

Aperture

Эта штука не бесплатная. Скачивая её с App Store, придётся отдать 2690 р (на момент написания статьи, ибо Apple проделывает в последнее время удивительные вещи с ценой на свои продукты). Установив Aperture, вы получаете серьёзную замену никчёмному, на мой вкус, приложению iPhoto, включающее в себя весь его функционал. Впрочем, iPhoto, к сожалению, никуда не девается.
Интерфейс Aperture прост, как дубовая доска. Разобраться в базовых функциях можно за пять минут, если не нервничать и не запрещать себе тыкать во все подряд кнопочки. Вот фрагмент левого верхнего угла Aperture (в окне программы открыто одно фото):

Импорт

Сперва нужно импортировать изображения в библиотеку Aperture. Переключаемся на вкладку Library (на картинке она хорошо видна), выбираем или создаём библиотеку, выбираем устройство, с которого пойдут файлы (обратите внимание — устройство выбирается из списка в левом верхнем углу, а вот файлы и папки — по центру снизу! За такое размещение файлового интерфейса можно и руки оторвать!), нажимаем «Import Checked» — процесс пошёл!
Обратите внимание на флажок «Automatically split projects» — если он включен, импорт будет идти не в одну большую папку, а во множество маленьких папочек, пронумерованных последовательно, чтобы вы, паче чаяния, не потерялись.
По окончании импорта вам будет предложено удалить импортированные файлы с устройства, где они лежали. Я этой функцией не пользуюсь, так как при возможности храню все сделанные снимки прямо на картах памяти, а вообще — дело ваше.

Работа

В левой нижней части на вкладке Library будет список доступных библиотек. Нажав на одну из них, можно выбрать её для работы.
Вкладка Info показывает EXIF выбранного файла. Ничего особенного, но бывает полезно. Здесь же можно заняться каталогизацией, проставляя каждому файлу метки и звёздочки, а также выбирая и группируя файлы по этим критериям.
Последняя вкладка, Adjustments, самая вкусная. Слева сверху вы видите гистограмму выбранного файла. Под ней — панель для разных настроек и подстроек файла, разобраться в содержании которой может даже стопроцентный новичок. Правда, изначально на этой панели мало опций; чтобы добавить нужные, смело заходите в меню Photos/Add adjustment и из списка выбирайте то, что вам нужно для счастья.
Обратите внимание, что некоторые опции выбираются комбинацией клавиш вида «^(клавиша)», например, «^C». Здесь «крышечка» означает именно клавишу «Ctrl», привычную для пользователей Windows, а не всеми любимый эппловский «Cmd». Почему-то этот элементарный факт доставляет регулярные проблемы пользователям.

Особенности

У Aperture нет слоёв для редактирования, зато есть кисти. Кисть — это инструмент для рисования маски по изображению, в пределах которой применяются заявленные редактирующие свойства. С помощью кисти можно, например, убрать хроматические аберрации и ореолы вокруг центрального объекта, или затемнить небо, не трогая детали пейзажа. Много полезных кистей собраны в меню Photos/Add adjustment/Quick brushes.
Как всякий уважающий себя проявщик, Aperture осуществляет только неразрушительное редактирование файлов; то есть, вместо изменения исходного файла, программа записывает и воспроизводит список осуществлённых над ним операций. Любое сделанное изменение в Aperture можно «откатить» назад без проблем.
На мой вкус, программа Aperture хороша для индивидуальной работы с каждым файлом, тонкой подстройки и коррекции; однако же этот проявщик работает весьма неплохо и в пакетном режиме. Выходные форматы — JPEG или TIFF, причём можно задать глубину цвета в 8 или 16 бит для TIFF, а также используемый тип цветового пространства.
И последнее. Я очень люблю точный и аккуратный шумодав RAWtherapee. В Aperture тоже есть шумодав, но мне ни разу не довелось им воспользоваться. Шумы в Aperture куда-то исчезают сами собой. Хорошо это или плохо, я судить не берусь, но точно скажу одно: это весьма удобно.

RAW Photo Processor (RPP)

Если вы пришли в фотографию в плёночный век, если вам о чём-то говорят названия «Унибром» и «Йодоконт», если вы помните, как трудно отмыть пальцы от запаха гидрохинона и помните, как синеватый тон снимка при проявлении амидолом отличается от глубокой черноты метолового проявителя, RPP неизбежно покорит вас.
Эта программа бесплатная, хотя на её сайте, помнится, просят пожертвований. При первом открытии неясно, где, собственно, проявщик; программа имеет однооконный интерфейс и не демонстрирует места под снимок. Выберите «Open» — откроется диалог выбора файлов, из которого вы можете извлечь нужный снимок. После открытия снимка панель интерфейса окажется справа.
Сам интерфейс довольно спартанский. Все параметры для коррекции снимка вводятся в соответствующие поля вручную, методом научного тыка. Впрочем, за 2-3 раза вы быстро сориентируетесь в настройках. Кнопочка «Apply» вверху позволяет увидеть, что же у вас получилось в итоге, чтобы вы ещё успели быстро всё исправить.

Особо следует отметить форму «Interp.», отвечающую, собственно, за сам процесс проявления из RAW (дебайеризации или демозаика, то есть, превращения чёрно-белой картинки, замаскированной байеровским или транзитивным фильтром, в цветную). Популярный алгоритм дебайеризации, AMaZE, показывающий в последние годы традиционно лучший результат при сравнении, здесь отсутствует. Вместо него представлены на выбор модифицированные алгоритмы VCD, AHD и ещё один, который называется Half и который делает картинку вполовину меньше по каждой из сторон, для удобства предварительного просмотра. Так вот, по умолчанию включен именно этот Half. Если вы не хотите выяснять, почему ваши 24 мегапикселя превратились после проявления в шесть, обязательно обратите внимание на этот пункт.
(Об алгоритмах дебайеризации я уже писал раньше в статье про RAWtherapee и приводил ссылку на хорошее исследование их сравнительных свойств, которую, справки ради, я приведу и здесь.)
Выпадающий список для выбора цветовой модели (рядом со списками WB и Presets) включает в себя несколько вариантов предустановленной имитации цвета, куда входят некоторые нежно любимые авторами сорта советских фотобумаг и импортных слайдовых плёнок. Имитация эта не точная, а очень точная, и может понравиться любителям экспериментов и винтажных ретро-снимков.
Надо заметить, что RPP лучше всего применять не как редактор для отдельных файлов (интерфейс у него для этой цели вовсе неподходящий), а как пакетный проявщик для предварительно каталогизированной в отдельной папке группы файлов, снятых в более-менее одинаковых условиях и с более-менее одинаковыми настройками. О правилах и методах подобной каталогизации я уже писал в отдельной статье. Предварительно проведённая сортировка каталогов резко облегчает применение RPP.
Но все эти трудности и сложности теряются на фоне главного достоинства этого проявщика — RPP умеет работать с цветом совершенно уникально, сохраняя точнейшие цветовые нюансы снимка. Именно это бережное отношение к цвету делает RPP «оружием выбора» многих фотолюбителей, особенно тех, кто ради работы с цветом отказывается от традиционного ложного противостояния «Canon vs. Nikon» и выбирает камеры, способные передавать цвет с максимальной точностью, как Leica, Fuji или Rikoh. В этом сегменте фотографии RPP считается многими единственным приемлемым решением для проявки фото.
Сохранять данные можно в JPEG, 8- или 16-битном TIFF и в большом выборе доступных цветовых пространств. Выбор типа сохранения производится длинным, неудобным выпадающим списком.

Советы по съемке

Когда следует снимать в «сыром» формате?

  1. У вас есть большее количество времени для обработки фотографии.
  2. Вы не имеете ограничений памяти для хранения фотографий.
  3. У вас есть желание и уверенность в том, что вы видите и можете передать мир лучше, чем бездушный фотоаппарат.
  4. Вы любите глубокие длительные творческие обработки своих изображений. В этом случае избыток информации вам будет выступать в качестве вспомогательного материала.
  5. Вы хотите использовать все возможности фотокамеры и использовать динамический диапазон. Те объекты, которые не входят в динамический диапазон выступают или пересвеченными, или сильно затемненными, то есть лишаются всех деталей.
  6. Вам не нравятся снимки, полученные в формате JPEG. Вы уверены в получении лучшего качества фотографий в формате RAW.

разница между jpeg и raw

Открытие «сырого» файла

Как открыть файл?

Один из самых простых методов – двойной щелчок мышью по данному файлу. В этом случае Windows должен сам выбрать программу для открытия подобных файлов по умолчанию.

Если файл не открывается, что делать? Основная причина – отсуствие прикладной программы для просмотра и обработки подобных «сырых» расширений. Поэтому нужно ее установить!

Программы-конвертеры

Чем открыть формат RAW?

Самая простая программа для открытия и обработки должна предоставляться самим производителем зеркальной фотокамеры в комплекте на диске. Так, у Nikon – Nikon Imaging и Capture NX, а у Canon – Canon Utilities RAW Image Converter.

Если говорить о более профессиональных программах, то самая популярная утилита – Adobe Photoshop Lightroom. Он поможет не только обработать фотографию, но и отправить на публикацию для продажи.

Второй по популярности считается всем известный Photoshop. Хочется заметить, что одной установкой программы не отделаться. Необходимо установить вспомогательный плагин Adobe Camera RAW, который будет переводить информацию для фотошопа на доступный язык.

фотошоп и лайтрум

На сегодняшний день данный плагин уже по умолчанию входит графический редактор фотошоп, так что можете не беспокоиться о дополнительных закачках.

Главный недостаток и «Лайтрума», и «Фотошопа» ‒ цена лицензии.

Хочу теперь составить список бесплатных программ, которые встречаются реже:

  • «Пакет кодеков для фотокамер Майкрософт» – официальный файл, подходит только для ОС Windows! Включает в себя много форматов. Легко скачивается с официального сайта и позволяет просматривать любое фото.
  • XnView – бесплатная утилита, поддерживающая 500 форматов и имеющая некоторые функции простой обработки, например, изменение яркости и разрешения изображения.
  • IrfanView – бесплатная программа для просмотра и малого редактирования. Имеет пакетное преобразование изображений. Чтобы расширить возможности программы существует множество плагинов.
  • ACDSee – платная программа, стоимостью 99,99 долларов. Применяется не только для просмотра, но и для редактирования и даже сортировки изображений. В придачу ко всему вы получите собственное облачное хранилище.

фотографии в raw и jpeg

Блиц-советы по съемке

  1. Фотографируйте в формате RAW с учетом последующей обработки в графическом редакторе.
  2. Вы получаете лишь материал для вашей будущей фотографии – помните это!
  3. Настройку баланса белого установите при помощи имеющихся режимов, то есть приблизительно. Более точную настройку можно настроить позже.

Лично я фотографирую в 2-х форматах одновременно, это RAW+JPEG хорошего качества. В чем данное преимущество? Все просто. После сотни отснятых снимков, необходим просмотр и отбор. Поэтому, в формате JPEG я просматриваю все сделанные фотографии и удаляю ненужные (в том числе и сырые). После чего с оставшимися, можно работать, то есть обрабатывать и доводить до ума.

формат raw+gpeg

Важно! Знайте, любая фотография, сделанная либо любительской зеркальной фотокамерой, либо профессиональной, нуждается в обработке.

Напоследок, мой вам такой совет. Если вы действительно хотите научиться делать качественные фотографии и правильно их обрабатывать, развивайтесь и совершенствуйтесь в этой области, не стойте на месте. Это принесет вам больше эмоций и положительных впечатлений от фотосъемки.

Вот несколько видео курсов, с которых начать свое развитие:

  1. Цифровая зеркалка для новичка 2.0 или Моя первая ЗЕРКАЛКА. Этот видеокурс, большая шпаргалка, для освоения всех нюансов фотографирования и освоения зеркалки. Это ваш помощник в мир качественных фотографий. Курс очень простой, и содержит практические примеры.
  2. Lightroom — незаменимый инструмент современного фотографа. Хорош видеокурс тем, что рассказывается все в деталях на примерах, очень простым и понятным языком. Все примеры обработки, показываются именно в формате RAW. Очень рекомендую, особенно начинающим!
  3. Фотошоп с нуля в видеоформате VIP 3.0. Для людей, которые хотят научиться работать в Photoshop. Все азы, для становления профессионалом в обработке.
  4. Photoshop для фотографа 3.0. VIP. Это курс именно для фотографов, которые не стоят на месте, а хотят получить из своих фотографий шедевры. Обработка, ретушь и многое другое вы найдете в этом видеокурсе. Все секреты обработки фотографий в одном курсе.

Для чего нужна съемка в raw

формат raw до и после

Она позволяет исправить ошибки съемки при конвертации, не нанося большого ущерба техническому качеству фотографии.

Вы можете легко подправить экспозицию или баланс белого, не добавляя шумов и артефактов сжатия. Исправить искажения объектива или наложить виньетку.

Формат RAW содержит большой массив данных, что позволяет программам вносить серьезные изменения, не ухудшая исходного качества кадра.

Как будто вы просто пересняли кадр с другими параметрами съемки.

Однако.

Съемка в RAW не отменяет правильную композицию, экспозицию и умение все это делать.

Не считайте, что можно вытянуть любой кадр из RAW и исправить любые огрехи съемки. Хороший кадр с убитой экспозицией вытянуть сложно.

Зачастую и невозможно, если говорить о технически качественной фотографии.

Нужно ли снимать только в RAW формате

Не нужно впадать в крайность.

Если глубокое редактирование снимка не планируется, то съемка в RAW избыточна.

Формата JPG хватает для обычной фотосъемки в домашний альбом или для социальных сетей при умении экспонировать снимок и строить кадр.

Вы правильно экспонируете кадр, фотоаппарат добавляет насыщенности и резкости при конвертации RAW в JPG внутри себя.

На выходе вы получаете вполне пригодный снимок для домашнего альбома или печати в формате jpg.

Однако.

При съемке в критичных условиях для фотоаппарата, формат RAW предоставит больше возможностей при исправлении проваленных теней, пересветов, баланса белого и контраста.

Он обеспечивает большее качество итоговой фотографии при глубоком редактировании и ретуши снимков.

Стоит ли фотографировать в RAW?

Да, но нужно понимать его плюсы и минусы в конкретных условиях съемки.

Профессиональная же коммерческая ретушь и обработка немыслима без raw формата.

Почему RAW серый и блеклый

raw до обработки

Файл RAW это слепок с матрицы фотоаппарата, который не подвергся никакой обработке внутри камеры.

На экране фотоаппарата вы видите JPG версию снятого RAW файла. Фотоаппарат же сохранит снимок на флешку в том формате, который указан в настройках камеры.

Поэтому многие начинающие теряются, увидев серенькие бледные фотографии вместо тех сочных снимков, что показывал фотоаппарат на своем дисплее.

И для возврата былой сочности RAW нужно сконвертировать в JPG, TIFF или передать для глубокой обработки в фотошоп.

Предвосхищая вопрос.

Ручная конвертация RAW на голову превосходит ту, что делает камера автоматически. Но для этого нужно уметь использовать программы RAW конвертации.

Конвертация RAW формата

raw после обработки

Рав это формат сырого изображения, и для дальнейшей работы его переводят в более удобные форматы jpeg или tiff, применяя программы — конвертеры.

На фотографии вы видите переведенный на скорую руку raw файл с наложенной имитацией пленки. При обработке RAW был исправлен баланс белого, осветлены тени и добавлена резкость.

Фотоаппарат с подобный качеством конвертировать не умеет.

Чем открыть RAW для конвертации?

Программ конвертации множество, но наиболее известны в среде профессионалов:

  • Adobe Camera RAW (ACR)
  • Adobe Lightroom
  • Capture One

Модуль Camera RAW встроен в фотошоп, и автоматически запускается при попытке открыть RAW через фотошоп.

Также модуль ACR можно использовать как фильтр, накладываемый на слой с изображением при работе в фотошопе.

В этом сила, брат.

Lightroom это рабочая лошадка коммерческих фотографов, снимающих на потоке.

Легкость обработки кучи фотографий одним пакетом и одним пресетом выводят ее на первый план при потоковой съемке.

Свадебщики и любители пресетов за репост обожают лайтрум.

Capture One позволяет легко получать маски по цветовому диапазону, включая маску кожи.

Это существенно облегчает обработку и ретушь, но фанатов у программы сравнительно немного.

Вы легко найдете сотни часов обучающего видео по любой программе на Ютубе.

Суть проста, как два рубля одной монеткой.

Передвигая слайдеры тонового диапазона или настройки цвета, добейтесь соответствия изображения вашему замыслу, пониманию прекрасного или галлюцинациям.

Автор сей статьи предпочитает связку Camera RAW и Photoshop. Но автор не работает на поточной съемке, где предпочел бы удобство каталога Lightroom’а.

Техническое описание процесса конвертации вы можете узнать здесь на отличном ресурсе Cambridge In Color.

Когда нужно снимать и обрабатывать в формате RAW

Когда вам нужен качественный результат, а не скорость отдачи отснятого материала.

Если вы желаете снимать портреты, работать с предметкой или осваивать съемку интерьеров, то формат RAW обязателен.

Почему?

Пытаясь обработать или отретушировать в фотошопе или лайтруме внутрикамерный jpg, вы будете работать с файлом, который уже претерпел программное сжатие и обработку внутри камеры.

Сжатие приводит к уменьшению плотности пикселей на снимке, уменьшению видимого количества цветов и их вариативности, и, возможно, артефактам сжатия или пикселизации изображения при сильном изменении кадра.

Ручная конвертация в лайтруме или Camera RAW позволяет отнестись к снимкам бережнее, что приводит к отсутствию вышеуказанных проблем.

Вы используете изначально больший динамический диапазон, что позволяет избежать проявления дефектов при редактировании снимка.

Иначе говоря, программную мощь лайтрума или фотошопа в фотоаппарат не затолкать.

Внутри фотоаппарата работают более примитивные алгоритмы конвертации, настроенные на некий усредненный результат, который устроит гипотетическую домохозяйку.

К слову сказать, некоторые профессиональные фотоаппараты не умеют снимать в jpg в принципе.

Угадайте почему?

Про то, что при ручной конвертации можно нарисовать маленький шедевр прямо в лайтруме или ACR, я говорить не буду.

Пример в видео.

Довольно неплохой обучающий ролик, рекомендую к просмотру. Не бойтесь английской озвучки. Все понятно и без слов.

Заключение

Безусловно, RAW — не однозначная замена другим форматам и не панацея для решения проблем ошибок съёмки. Но это действительно мощный инструмент фотографа, применение которого будет уместно в практических любой сфере — идёт ли речь о серьёзной фотографии или обычных мобильных снимках. В конце концов, снимает фотограф, а не камера, и шедевры можно создавать даже на спичечный коробок с дырочкой и кусочком плёнки внутри. RAW — не замена базовым правилам экспозиции, построения кадра и работы со светом. Но как подспорье для решения творческих задач это действительно полезный и эффективный инструмент.

Яркие и контрастные домики, не пересвеченное небо, широкий динамический диапазон и красивые цвета — без съёмки в RAW точно не обошлось.
Конечно, тут не всё так однозначно — нередко бывает так, что времени на качественную пост-обработку снимков вообще нет (даже по готовым шаблонам), и приходится сразу снимать в JPEG или TIFF. Научить родителей снимать толково в RAW и потом обрабатывать — тоже нетривиальная задача, особенно если они достаточно далеки от фотографии и/или компьютеров. И тем не менее, умение снимать в RAW даёт море творческих возможностей, поэтому осваивать этот навык имеет смысл не только тем, кто собирается монетизировать своё увлечение, но и всем, кто просто хочет радовать себя и близких снимками отменного качества.

При съёмке в JPEG мы бы получили либо чёрные пятна вместо камней, либо слишком яркий закат. RAW позволяет получить нормальную картинку и в тенях, и в ярких участках кадра.
Хотите подробную статью про обработку RAW, со всякими точками белого, точками чёрного, цветовыми кривыми, уровнями, и прочими интересностями? 🙂 Ставьте плюс, если тема интересная — мы обязательно продолжим. Удачных кадров

[spoiler title=»Источники»]

  • https://habr.com/ru/post/136324/
  • https://habr.com/ru/company/ulmart/blog/378877/
  • https://profotovideo.ru/uroki-fotografii/raw-protiv-jpeg-kakoy-format-luchshe-i-pochemu
  • https://habr.com/ru/post/218213/
  • http://fotorika.ru/osnovy-fotografii/raw_format_fotografii.html
  • https://ghostlybear.com/119-raw-format
[/spoiler]
Adblock
detector